Кошки и собаки займут свою нишу в нормативной базе России

В нашей стране наконец-то был создан Технический комитет по стандартизации продукции и услуг для непродуктивных животных.

В современных условиях в связи с изменением образа жизни общества сформировалась общая тенденция по развитию сферы продукции и услуг для животных, которые сопровождают человека в его жизни и находятся на содержании и полном обеспечении последнего. Очевидно, что они не используются для получения какой либо продукции, и на этом основании не могут быть отнесены к сельскохозяйственным. По этой характеристике к указанной группе животных, объединенных под понятием «непродуктивные животные» (НПЖ), принято относить кошек, собак, декоративных и певчих птиц, скаковых лошадей, грызунов, земноводных и пресмыкающихся, аквариумных рыбок, некоторых насекомых, пауков и др.

Следует также заметить, что существенная часть продукции и услуг для данной категории животных не является лекарственными средствами и ветеринарными услугами, т. к. не преследует лечебных целей. Примерами «не лекарственной» продукции для подобных животных могут быть полно — и неполнорационные корма, а также лакомства, шампуни, гигиенические лосьоны, одежда и амуниция для различных видов животных и др.

Таким образом, в течение последних лет в России возникла и сформировалась новая отрасль производства продукции и услуг для непродуктивных животных.

По числу непродуктивных домашних животных на душу населения Россия занимает третье место в мире после Китая и США. По данным, приводимым компанией «Комкон», в 2003 году приблизительно треть российских семей (32%) держала кошек, и только пятая часть россиян (17,5%) — собак. В 2008 году число домохозяйств, содержащих домашних непродуктивных животных, составило 9,87 млн, что соответствует 39,5 % населения страны. Из них 74,8% содержат кошек, а 32,5 % содержат собак.

По общим оценкам и прогнозам специалистов (Euromonitor Internacional, Global Pets Forum 2009) мировой зоорынок оценивается в 70 млрд. долларов США, уровень продаж в 2008 году вырос на 6%, ожидаемые совокупные темпы годового роста рынка зоотоваров на 2009 составят 3% (в условиях экономического кризиса). При этом по прогнозам (Euromonitor Internacional 2009) рынок в России в ближайшие годы расширится на 80 % и доля России в мировом рынке зоотоваров к 2013 году составит 2,4%.

Тем не менее, этот значительный сегмент рынка в процессе своего развития оказался вне сфер целевых интересов, контролирующих и законодательных функций ветеринарии и сельского хозяйства. Более того, данный сектор продукции и услуг остается до сих пор без государственной законодательной и нормативной поддержки со сложным комплексом проблем в области стандартизации, сертификации, контроля качества, санитарного и экологического контроля.

Необходимо отметить, что до настоящего момента допуск на рынок, сертификация и контроль качества продукции для НПЖ осуществляется по нормативам других отраслей с неправомерным использованием несоответствующих кодов продукции и услуг. Все это происходит из-за отсутствия в России национальных стандартов (ГОСТов) в данной области, показателей и методов контроля, а также из-за отсутствия соответствующих аккредитованных структур по стандартизации и сертификации.

В сложившейся ситуации производители вынуждены производить данную категорию продукции ориентируясь на требования других отраслей, сертифицировать под кодами на средства для дезинфекции, дератизации и т. п. или регистрировать как лекарственные средства (ветеринарные препараты). Нет нужды говорить о том, что все эти «уловки» чрезвычайно усложняют любые процессы регистрации и оформления, в результате чего повышается стоимость продукции, ограничиваются возможности по ее продвижению и реализации. Это, в свою очередь, делает её труднодоступной для потребителя, создает разногласия в маркировке и сопроводительной документации при обороте этих средств, а также дает возможность контролирующим инстанциям, например, таможне, трактовать как угодно конкретные ситуации и предъявлять претензии.

Таким образом, основными целями ТК на начальном этапе и на перспективу являются:

1. Создание нормативной базы (комплекта стандартов) для оптимального существования и развития отрасли продукции и услуг для НПЖ.

2. Четкое размежевание, разграничение отрасли для НПЖ по критерию целевого потребителя продукции и услуг со смежными отраслями: сельскохозяйственным животноводством, ветеринарией и т. д.; (например, разграничение поголовья животных на продуктивных и непродуктивных даже в рамках одного рода, вида: лошади продуктивные и спортивные, рыба декоративная и для промышленной переработки).

3. Четкое размежевание продукции и услуг со смежными отраслями по критерию их нелекарственного и нелечебного назначения. Отстаивание позиций и интересов отрасли за счет формирования нормативной базы стандартов.

Этот пункт предусматривает отстаивание и возврат позиций по зоогигиеническим и зоотехническим средствам нелечебного назначения попавшим в зону отсутствия нормативной базы или произвольных трактовок стандартов и откровенно слабых законов. Например, средства неспецифической профилактики — репелленты, функциональные корма и т. д.

Однако следует помнить о том, что в перспективе из-за больших трений и проблем по развитию ассортимента продукции для НПЖ возможно создание нового закона «Об обращении лекарственных средств» с огромным числом неопределённостей, откровенной путаницы и замаскированных интересов чиновников и бизнесменов от медицины в самом определении понятия «лекарственное средство» и в других. Все это вовсе не упростит, а наоборот, может окончательно запутать ситуацию.

Исходя из сложившихся реалий и сформулированных на их основе прогнозов мы считаем, что в настоящие время в числе ключевых задач ТК 140 является:

1. Создание национальных стандартов

— на термины и определения (первый этап),

— на общие требования к продукции и услугам (второй этап)

— методы контроля и испытаний продукции (перспективный этап).

2. Разработка и утверждение новых кодов ОКП (реально соответствующих существующей на рынке номенклатуре продукции) и их формального согласования с кодами ТН ВЭД.

Эта мера может позволить реально снизить затраты и стоимость продукции при обоснованном переходе на другие ставки налогов и пошлин.

3. Подготовка и утверждение в установленном порядке нормативных документов по требованиям к производству, реализации продукции и оказанию услуг для НПЖ.

4. Создание условий для появления органов по сертификации продукции и услуг с областью аккредитации реально соответствующей современной номенклатуре рынка зооиндустрии.

5. Инициация и создание формальных оснований для расширения программ в области среднего специального и высшего образования с целью обеспечения квалифицированными кадрами оборота продукции и услуг на всех этапах: разработка, производства, транспортировка, хранение, реализация и т. д.

Разработка и введение образовательных программ, введение новой специальности (специализации) в ОК 009-2003 Общероссийский классификатор специальностей по образованию:

— технолог-эксперт продукции для НПЖ, Технология и экспертиза кормов, зоогигиенической и зоотехнической продукции для НПЖ (курсы специализации на базе высшего образования)

— Зоотехник (зоотехния) для НПЖ (среднее специальное образование)

6. Инициация создания Международного технического комитета по странам СНГ на базе ТК 140 с целью оптимизации, упрощения, удешевления оборота продукции для НПЖ в рамках СНГ. Также необходима гармонизация понятий и требований к условиям производства, реализации, транспортировки, экспорта, импорта, и, конечно же, вывод основной номенклатуры продукции из-под прессинга монополизированной и необоснованно дорогой, длительной регистрации в странах СНГ.

7. Подготовка и внедрение программы по созданию национального технического регламента и его гармонизации с международными техническими регламентами в сфере обращения товаров для непродуктивных животных.

Мы надеемся, что как только хотя бы часть ключевых задач ТК 140 будет выполнена, НПЖ и связанный с ними сектор зооиндустрии займут свою нишу в нормативной базе России.

Татьяна Колчанова

«Правда.Ру»

Похожие темы:


Вы можете оставить комментарий ниже.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.

Создание и поддержка проекта МА Родемакс  |  ZooAdv - сеть баннерной зоорекламы