Самцы и самки собак по-разному перерабатывают зрительную информацию

Австрийские зоологи поставили эксперимент, в котором проверили различия в познавательных процессах у самцов и самок собак. Результаты экспериментов однозначно свидетельствуют о том, что суки и кобели по-разному считывают информацию с окружающей среды. Ученые выяснили, что эти отличия, скорее всего, определяется разным гормональным фоном во время раннего развития щенков. Важно также понимать, что разница в стратегии переработки информации имеется не только у мужчин и женщин, но и у других млекопитающих, а значит, гендерные различия мышления предопределены ходом исторического развития и не являются результатом воспитания или социальных установок.

Австрийские ученые с факультета когнитивной биологии Венского университета и из лаборатории «умных собак» (счастлива научная среда, в которой поощряются подобные лаборатории!) поставили вопрос, имеются ли различия в показателях познавательной активности самок и самцов собак при реакции на стандартные стимулы. Этот вопрос они решали с помощью экспериментов, для которых набрали 50 домашних питомцев самых разных пород — по 25 каждого пола.

Собакам предлагали так называемый тест на восприятие постоянства объекта (object permanence). Человеческий мозг, равно как и мозг млекопитающих, способен удерживать в уме предмет, предполагая, что, исчезнув из поля зрения, объект продолжает существовать, не изменяя своих свойств. Представление о постоянстве, стабильности, объектов формируется по достижении ребенком годовалого возраста, о чем свидетельствуют многочисленные, хорошо разработанные эксперименты. Так, широко применяется тест, в котором объект продвигается за ширму, а через некоторое время выдвигается объект уже с другими свойствами — других размеров, цвета или формы. Дети с уже сформированным представлением о стабильности предметов с удивлением реагируют на такое неожиданное явление, проявляя свое удивление различными способами. Этот же тест не однажды предлагался и собакам. В данном случае он применялся в венской лаборатории «умных собак» для изучения гендерных различий.

Собаку вместе с хозяином приглашали в комнату и давали возможность познакомиться с объектом — с мячиком. (Хозяин присутствовал при эксперименте, но с завязанными глазами.) Затем через короткое время начинали эксперимент: собака смотрела, как движется мячик одного из двух размеров — большого и маленького — по направлению к ширме. Затем мячик исчезал за ширмой и вновь появлялся с другой стороны в соответствии с заданной скоростью движения. Из-за ширмы мог появиться и тот же самый мячик, а мог — и другого размера (см. видео эксперимента). Ученые фиксировали время рассматривания объекта, выехавшего из-за ширмы, то есть сколько времени собака сосредоточена на исследовании вновь появившегося предмета, будь то тот же мячик или мячик другого размера. Ясно, что появление мячика другого размера неожиданно для собаки и потому требует того или иного осмысления этого неожиданного явления. Процесс осмысления отражается во времени разглядывания появившегося из-за ширмы объекта.

Результаты теста однозначны — самцы и самки тратят разное время на разглядывание неожиданного предмета. Если из-за ширмы выезжал мячик того же размера, что и скрывшийся за ширмой, то и самцы и самки тратили на его разглядывание 10–15 секунд. Зато если появляется мячик неожиданного размера — больше или меньше скрывшегося, — то самки разглядывают его значительно дольше, чем самцы. Время, уделенное самцами новому объекту, не увеличивается вовсе.

Авторы исследования предупреждают, что их выводы вовсе не свидетельствуют об отсутствии любопытства или пониженной когнитивной функции у кобелей. Эти выводы говорят о разнице в стратегии осмысления происходящего, которая отражается в сроках разглядывания изучаемого объекта.

Авторы предполагают, что эта разница формируется по ходу включения половых гормонов на тех или иных этапах становления организма. Текущий гормональный статус не влияет на результат. Это следует из того, что и стерилизованные в разных возрастах и нестерилизованные самцы и самки продемонстрировали сходные различия в этом эксперименте.

Таким образом, различия в познавательной активности носят выраженный гендерный след. Мы с некоторой опаской говорим об этом, когда речь идет о людях (феминистки — страшная сила!), но обретаем более надежную почву, когда речь заходит о животных. Сейчас доказано, что самки и самцы грызунов различаются по способности к пространственному ориентированию и по различным показателям обучаемости (см. хороший обзор по этой теме). Для человека, как известно, характерны те же различия.

Интересный эксперимент (см. видео эксперимента) был проведен на малышах-резусах. Обезьянкам предлагали выбрать себе игрушки: обезьянки-мальчики выбирали «мальчишечьи» игрушки, например машинки, а обезьянки-девочки — «девчачьи». Все эти эксперименты свидетельствуют о единообразии гендерных особенностей познавательных процессов у млекопитающих. Эти особенности, как считают авторы, не могли появится в результате направленного отбора: слишком различны образы жизни млекопитающих при сходстве гендерных особенностей когнитивной активности. Скорее, тут следует предположить, что они являются побочным продуктом действия сходных половых гормонов во время формирования организма. В этом случае гендерные особенности когнитивной деятельности должны прослеживаться так или иначе у всех млекопитающих.

В конце статьи авторы обратились к исследователям мышления животных с безнадежным призывом — пересмотреть результаты своих работ с учетом половой принадлежности экспериментальных животных вместо простой регистрации соотношения полов в выбранной группе. Чтобы внедрить в обиход экспериментов этот параметр, придется не просто дописать дополнительный столбик в таблицу с результатами, но кое-что поменять в мировоззрении некоторых экспериментаторов.

elementy.ru


Вы можете оставить комментарий ниже.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.

Создание и поддержка проекта МА Родемакс  |  ZooAdv - сеть баннерной зоорекламы